Система работы школьного психолога по профилактике буллинга
Буллинг в школе. Слово – новое, явление – старое. К сожалению, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин на самом деле много:
-ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей;
— зависть;
— месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
— самоутверждение в коллективе;
— стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
— желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Почему социально-психологический феномен буллинга не удается искоренить? Этому масса причин, ведь дети становятся жертвами буллинга не только в школе или на улице, но и в семье.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия. Профилактика насилия заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Задачей школьного педагога-психолога является раннее выявление, диагностика и профилактика буллинга.
В нашей школе по данному направлению ведётся большая комплексная работа.
В целях профилактики и предотвращения буллинга в школе разработана система работы школьного психолога.
А это:
1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях ( традиционные формы информирования- выступление психолога на родительских собраниях, раздача памяток по данной проблеме)
2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению ( в школе все педагоги ознакомлены с алгоритмом действий при выявлении буллинга ;
3. Обучение учителей ( например, во время каникул с педагогами был проведен тренинг «Мы вместе»); индивидуальная работа с классными руководителями, в классах которых есть дети «группы риска».
4. Групповые занятия с детьми;
5. Оказание помощи жертвам буллинга через индивидуальные беседы, тренинги;
6. Взаимодействие с родителями.
7. Обычно работа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем
8. Работа психолога включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.
Индивидуальная работа:
1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для
родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
3. Включение мероприятий по профилактике буллинга и сплочению классного коллектива в план воспитательной работы школы и классов: например, для вновь созданных классов традиционно организуются игры на сплочение коллектива.
4. Создание совместно с детьми свода правил в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним
5. «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу)
6. Фильмы и наглядные пособия
7. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.
8. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства
9. Создание на базе школы Службы медиации по урегулированию конфликтов
10. Регулярные встречи с родителями
Благодаря слаженной профилактической работе коллектива нашей школы, ситуации буллинга были вовремя выявлены и предотвращены.
Мы не имеем права не знать, что происходит с нашими детьми, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.
Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривая личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!