Система работы школьного психолога по профилактике буллинга

Буллинг в школе. Слово – новое, явление – старое. К сожалению, насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растёт. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «подростки выложили в сеть видео с избиением одноклассника», «девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.

Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам? Причин на самом деле много:  

-ограниченное общение детей со сверстниками отрицательно сказывается на процессе социализации детей;

— зависть;

— месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать       обидчиков за причинённые страдания);

—  самоутверждение в коллективе;

—  стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

—  желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Почему социально-психологический феномен буллинга не удается искоренить? Этому масса причин, ведь  дети становятся жертвами буллинга не только в школе или на улице, но и в семье.

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия. Профилактика насилия заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Задачей школьного педагога-психолога является раннее выявление, диагностика и профилактика буллинга.

В нашей школе  по данному направлению ведётся большая комплексная работа.

В целях профилактики и предотвращения буллинга в школе  разработана система работы школьного психолога.

А это:

1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях ( традиционные формы информирования- выступление психолога на родительских собраниях, раздача памяток по данной проблеме)

2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению ( в школе все педагоги ознакомлены с алгоритмом действий при выявлении буллинга ;

3. Обучение учителей ( например, во время каникул с педагогами был проведен тренинг «Мы вместе»); индивидуальная работа с классными руководителями, в классах которых есть дети «группы риска».

4. Групповые занятия с детьми;

5. Оказание помощи жертвам буллинга через индивидуальные беседы, тренинги;

6. Взаимодействие с родителями.

7. Обычно работа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем

8. Работа психолога включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.

Индивидуальная работа:

1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для 

родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями

2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.

3. Включение мероприятий по профилактике буллинга и сплочению классного коллектива  в план воспитательной работы школы и классов: например, для вновь созданных классов традиционно организуются игры на сплочение коллектива.

4. Создание совместно с детьми свода правил  в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним

5. «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу)

6. Фильмы и наглядные пособия

7. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.

8. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства

9. Создание на базе школы Службы медиации по урегулированию конфликтов

10. Регулярные встречи с родителями

Благодаря слаженной профилактической  работе коллектива нашей школы, ситуации буллинга были вовремя выявлены и предотвращены.

Мы не имеем права не знать, что происходит с нашими детьми, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию.

Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также просматривая личные странички Ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает Вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь Ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых Вы обязаны. Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!

Top